Компрессор — это устройство, которое сжимает воздух и под высоким давлением подает его для работы столь популярного сегодня пневматического оборудования. И если достоинства пневмоинструментов не вызывают сомнений, то их разнообразие ставит проблему выбора подходящего источника питания. Например, какой компрессор больше подойдет для пневматического гайковерта, а какой лучше выбрать для покраски авто? Подобные вопросы вполне оправданы, ведь в этом случае значение имеет не только давление и объем, но и качество сжатого воздуха, от которого зависит эффективность работы и конечный результат. Таким образом, выбор стоит между масляным и безмасляным компрессором. В чем их плюсы и минусы, какой предпочтительней в разных ситуациях, разберем в данной статье. Что объединяет масляные и безмасляные компрессоры Самые распространенные масляные и безмасляные компрессоры относятся к устройствам поршневого типа, то есть сжатие воздуха в них производится за счет поступательно-возвратных движений поршня внутри цилиндра. Главной особенностью работы является цикличность: определенный период нагнетания и сжатия воздуха сменяется временной остановкой устройства для его охлаждения. В это время подачу сжатого воздуха на пневмоинструменты может обеспечить накопитель ― ресивер. Очевидно, что в таком механизме основная нагрузка ложится на подвижные элементы поршневой группы и коленвала. Они испытывают постоянное трение, приводящее к перегреву и износу. А решается общая проблема поршневых компрессоров по-разному в масляных и безмасляных агрегатах. Масляные компрессоры В этих устройствах защита и эффективная работа поршневого механизма обеспечена системой постоянной смазки. Масло, заливаемое в картер, в процессе работы распространяется по всей камере, смазывая коленвал и все элементы поршня. Образующаяся пленка снижает эффект трения деталей, защищает их от износа, коррозии и чрезмерного нагревания, т.к. масло эффективно отводит тепло. В результате компрессоры этого типа более выносливы, выдерживают повышенные нагрузки, период непрерывной работы в среднем составляет 20 мин. Рабочий ресурс большинства моделей в 2–3 раза превосходит ресурс безмасляных аналогов. Однако масло требует внимания: нужно контролировать его уровень в картере, менять отработанное, соблюдать строго горизонтальное положение агрегата. А главное ― наличие смазки в компрессорной головке по-разному влияет на различные пневмоинструменты. Дело в том, что в процессе работы смазанного поршня образуется легкая взвесь масляных частиц, которые попадают в поток сжатого воздуха. Для пневмоинструментов роторного и ударного действия (дрели, шуруповерты, шлифмашинки, нейлеры, степлеры, граверы, отбойники и т.п.) сжатый воздух ― только источник энергии. И получаемая во время работы смазка им даже полезна, т.к. повышает их потенциал и защищает от износа. Но когда воздушный поток становится частью рабочей смеси (например, для пескоструя или краскопульта) или действующим элементом (например, продувочного пистолета или плазмореза), тогда малейшее присутствие масла в сжатом воздухе может испортить и продувку, и очистку, и покраску. Частично справиться с этой проблемой могут воздухонагнетатели, оснащенные системой фильтрации примесей. Для модели, не имеющей таких фильтров, сепарирующий блок можно устанавливать отдельно. Но в этом случае масляный компрессор немного теряет в мощности. Hyundai HYC 2324 Обороты двигателя, об/мин2850 Номинальная мощность, Вт1500 Объем ресивера, л24 Подробнее Hyundai НYC 4050 Обороты двигателя, об/мин2850 Номинальная мощность, Вт1500 Объем ресивера, л24 Подробнее Безмасляные компрессоры В сухих устройствах проблема трения и перегрева решается иначе. Для изготовления поршневой группы используются материалы, устойчивые к износу, перепадам температуры, коррозии и высоким нагрузкам (например, фторопласт). Такой механизм может работать без добавления масла (кроме технической смазки, которая рассчитана на весь период эксплуатации). Пустой картер выполняет здесь функцию защиты компрессорной головки, а система фильтров избавляет поток сжатого воздуха от влаги и микрочастиц пыли. Благодаря более простой конструкции такие агрегаты легче и компактнее своих масляных аналогов. Они тише и ровнее работают, меньше тратят энергии, могут храниться в любом положении. Кроме того, безмасляные модели дешевле по стоимости и проще в обслуживании. И самое главное ― они производят идеально чистый поток сжатого воздуха, который подходит для работы любого пневмооборудования. Главное, чтобы рабочие показатели (объем сжатого воздуха, производимое давление, объем ресивера) соответствовали подключаемой нагрузке. Отсутствие масла в исходящем потоке сухого компрессора позволяет без опаски выполнять малярные и покрасочные работы, сушить, продувать, очищать, надувать и накачивать. Однако легкий вес и простота конструкции имеют и свои минусы. Несмазываемый поршневой механизм нагревается быстрее и сильнее, создает менее высокое давление и нуждается в более частых перерывах (в среднем период непрерывной работы может составлять не более 12 мин). При сопоставимых параметрах ресурс безмасляных моделей меньше, чем у масляных. Они более склонны к поломкам. Hyundai HYC 3050S Производительность, л/мин300 Обороты двигателя, об/мин1400 Объем ресивера, л50 Подробнее Hyundai HYC 1824S Производительность, л/мин180 Обороты двигателя, об/мин1400 Объем ресивера, л24 Подробнее Нельзя не упомянуть особый вид безмасляных компрессоров ― автомобильные. Это небольшие легкие устройства, которые питаются от источника постоянного тока 12 В (прикуриватель авто) и не работают с ресивером. При этом поршневые автокомпрессоры обладают высокой производительностью: объем сжатого воздуха в среднем составляет 40–50 л/мин, а время непрерывной работы у разных моделей достигает 20–30 мин. Автокомпрессоры не применяют для пневмоинструментов. Но с их помощью можно быстро накачать шины авто, мотоцикла, велосипеда, мотоблока и другой подобной техники (все зависит от возможностей конкретной модели). С ними легко надувать матрасы, резиновые лодки и бассейны, мячи, игрушки и т.п. Для этого в комплект часто входят специальные насадки и иглы. Эти агрегаты, как правило, имеют хорошо защищенный корпус, надежную систему фильтров и фонарь, что необходимо для работы в полевых условиях. А кроме того, это самый дешевый вид компрессоров. Hyundai HY 1765 Максимальное давление, PSI / ATM150/10.2 Время непрерывной работы, мин40 Максимальная производительность, л/мин65 Подробнее Hyundai HY 1540 Максимальное давление, PSI / ATM120 / 8,2 Время непрерывной работы, мин20 Максимальная производительность, л/мин40 Подробнее В чем же разница между масляным и безмасляным компрессором Для максимальной наглядности представим основные различия в сводной таблице. Это поможет сравнить сильные и слабые стороны каждого вида компрессоров и найти для них оптимальное применение. МАСЛЯНЫЕ Достоинства большой рабочий ресурс защита от перегрева высокое рабочее давление длительная непрерывная работа высокая производительность долгий срок службы Недостатки масляная взвесь в потоке необходимость контроля масла повышенный шум и вибрация большой вес и габариты требования к размещению БЕЗМАСЛЯНЫЕ Достоинства чистый сухой поток на выходе простота конструкции компактность и небольшой вес низкий уровень шума и вибрации нет требований к размещению невысокая стоимость Недостатки ограниченный ресурс склонность к перегреву более низкое рабочее давление меньше период непрерывной работы повышенный износ деталей Стоит добавить, что масляные компрессоры в отличие от безмасляных, могут иметь не только коаксиальный (прямой), но и ременной тип привода, что дает дополнительные возможности выбора. Для прямой передачи характерен более жесткий старт, быстрый нагрев и высокий уровень шума. Зато она обеспечивает максимально эффективную передачу крутящего момента. Простые в обслуживании и недорогие коаксиальные модели наиболее популярны в частной практике и в быту. Для периодической недолгой работы это оптимальный выбор. Ременной привод дарит плавность старта и низкий уровень шума. Частота движений поршня снижается. Зато дольше сохраняется рабочий ресурс компрессорной головки, увеличивается период непрерывной работы. Производительность ременных моделей выше, они более выносливые, но и более дорогие. Поэтому их используют для профессиональной работы с регулярной интенсивной нагрузкой. Что лучше выбрать В любом случае при подборе компрессора необходимо учитывать его технические характеристики: производительность (объем сжатого воздуха, производимый в минуту); создаваемое им давление, которое в идеале должно превышать рабочее давление подключаемых пневмоинструментов; объем ресивера и коэффициент внутрисменного использования (период непрерывной работы). Но даже краткий обзор масляных и безмасляных моделей приводит к вполне очевидным выводам. Для интенсивного, регулярного и длительного использования, например, в мастерской шиномонтажа лучший вариант ― масляный компрессор с ременным приводом и объемным ресивером. В домашнюю мастерскую, для работы с роторными и ударными пневмоинструментами (гайковертом, дрелью, гвоздезабивным пистолетом, шлифмашинкой и т.п.) подойдет масляный коаксиальный компрессор с ресивером среднего объема. Для малярных, покрасочных и отделочных работ с краскопультом, аэрографом, штукатурным хоппер-ковшом наилучший вариант ― безмасляный компрессор. В автосервисе для накачивания шин, сушки, продувки, а тем более для покраски автомобиля или покрытия его раптором просто необходим компрессор, подающий сухой и чистый воздух, то есть безмасляный. Для разовых работ в личном гараже вполне годится недорогой безмасляный воздухонагнетатель. С ним можно и крепеж закрутить, и прочистить детали продувочным пистолетом. Если приходится много работать пескоструем, плазморезом и т.п., то лучше выбирать безмасляную модель с высокой производительностью и объемным ресивером или надежную масляную с очень хорошей системой сепарации примесей. Если нужно недорогое и эффективное устройство только для подкачки шин или других надувных изделий, можно рассмотреть компактный автомобильный компрессор.